Виктория Лямина: Месяц на CELTA дает больше навыков, чем год в вузе
Преподаватель ВКC-IH Виктория Лямина рассказывает о том, как пришла в профессию, и какие курсы ей в этом помогли.
– Виктория, расскажите, как вы стали преподавателем английского?
– Мое первое образование не связано с педагогикой, это международные отношения. Я работала в разных местах, в последние годы – на круизных лайнерах, которые ходили из Санкт-Петербурга в Европу. Трудилась в отделе закупок duty-free и много общалась с людьми. Во время пандемии пришло понимание, что сфера “купи-продай” мне немного надоела. Захотелось что-то производить, а единственное, что я могу “производить” – это знания, помогать людям учить английский. Я неплохо знала язык, но у меня не было профильного образования. Поэтому я поступила в Санкт-Петербургскую Академию постдипломного образования. Окончив ее, ощутила нехватку практических знаний, поэтому прошла всевозможные кембриджские курсы для преподавателей и программу CELTA.
– А зачем проходить СЕLTA или аналоги? Без нее нельзя преподавать английский?
– Да можно, наверное. Но если вы хотите преподавать по коммуникативной методике, то лучше пройти хороший коммуникативный курс. Я за месяц программы CELTA получила гораздо больше практических знаний, чем за год обучения в вузе. На CELTA у меня были очень классные преподаватели, которые объяснили, что такое коммуникативный подход. В России часто только говорят о коммуникативном подходе, но зачастую это люди без сертификатов CELTA и опыта преподавания по этой методике. На качественной CELTA-программе очень четко объясняют, что это, как этим пользоваться, как преподносить, чтобы вести student-centered lessons. Кроме того, преподаватели ведут практику с реальными студентами, их уроки отсматривают, оценивают и дают обратную связь. Мне кажется, без этого сложно прийти к коммуникативному подходу. Надо, чтобы кто-то прям за ручку провел по всем этапам.
– А как вы начали преподавать в ВКС?
– Увидела объявление ВКС-IH о наборе, подала заявку, прошла собеседование и стала преподавать.
– С кем вы работаете?
– Со взрослыми и подростками.
– В ВКС какие-то курсы проходили?
– На данный момент пока прошла один курс ВКС – Upgrade Your Online Teaching Skills Course.
– Была ли у вас определенная задача или цель, которую вы рассчитывали решить с помощью курса?
– Я только вышла из декрета и хотела немного освежить знания, узнать, что нового появилось. Технологии, как известно, не стоят на месте, и за те 1,5 года, пока я была в декретном отпуске, многое изменилось. Кроме того, мы сейчас работаем в новых реалиях, многие сайты недоступны. И курс закрывает запрос на эту новую информацию.
– Как вы оцениваете курс в целом?
– Курс оказался очень полезным, было много практики. Мы узнали как о различных платформах и онлайн-инструментах, так и о техниках и приемах работы онлайн. Например, говорили о Teacher Talking Time (ТТТ) - сколько минут говорит учитель во время занятия. В офлайн формате проще удерживать TTT на минимальном уровне, какие-то вещи можно показать жестами, а в онлайне сделать это сложнее, приходится больше говорить, комментировать свои действия. Или еще одна деталь – на онлайн-занятиях нужно сначала показывать задание ученикам на экране и лишь потом отправлять им ссылку с материалами. Если сделать наоборот, можно быстро потерять их внимание и не донести задание.
В целом, курс охватывает обучение всем четырем языковым навыкам и тому, как их преподносить и отрабатывать в онлайн-формате. Разбирали и технические аспекты – как транслировать звук с компьютера. Казалось, мелочи, но когда сталкиваетесь с этим впервые и не у кого спросить, такой курс приходится весьма кстати.
– Как вы ее оцениваете работу тренера?
– Все было очень хорошо организовано. Было много самостоятельной практической работы, а тренеры руководили процессом. С нами работали Игорь Чурилов и Хэзер Белгородцева. У обоих есть чему поучиться. В частности, Хэзер много лет вела программу CELTA в Великобритании и России. Она очень доходчиво и с чувством юмора объясняет материал, отвечает на все вопросы. У меня возникли какие-то вопросы уже после того, как курс закончился, я ей написала, и она ответила.
– Было ли что-то, что вас удивило на курсе?
– Скорее не удивило, а порадовало то, что во время курса коллеги совершенно спокойно делились своими наработками, фишечками и инсайтами, добытыми потом и кровью. Было несколько таких мини-открытий, во время которых то и дело мелькала мысль: “Боже мой! Как же я сама до этого не додумалась!”. Кажется, что вроде такие очевидные вещи, но можно всю жизнь работать и не догадываться о них, пока тебе кто-то “не откроет глаза” как ребенку.
– Что-то изменилось в вашем преподавании после окончания курса?
– Я стала использовать новые сайты, о которых узнала на курсе. Теперь добавляю больше развлекательного контента в уроки с подростками, использую новый алгоритм действий во время урока.
– Кому бы вы посоветовали этот курс?
– Преподавателям, которые только планируют работать онлайн или уже работают. Начинающие получат готовые алгоритмы работы, а опытные откроют для себя какие-то новые грани онлайн-преподавания.
– Если говорить о тех, у кого нет профильного образования, но есть желание преподавать английский язык, чтобы вы им посоветовали?
– Пройти программу CELTA или российский аналог – ВКС CET. Его разработала Хэзер, которая до этого вела СЕLTA, так что это вполне достойная альтернатива для тех, у кого нет возможности выехать за рубеж. В дальнейшем можно проходить курсы по отдельным видам навыков, специализациям, категориям учащихся.
Смотреть программу курса о преподавании онлайн
ВСЕ ПРОГРАММЫ ВКС Teaching Training Center
Больше инсайтов, советов, полезных материалов по методике преподавания английского языка от тренеров ВКС найдете в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь к сообществу преподавателей!
*В настоящее время в ВКC-IH доступна программа-аналог CELTA – курс ВКС CET, разработанный по кембриджским стандартам.
Подробнее о курсе