О языках
Интересное
Преподаватель Владимир Шмелев: “После CELTA я стал лучше чувствовать и понимать студентов”
О ВКС-IH 27.06.2024

Преподаватель Владимир Шмелев: “После CELTA я стал лучше чувствовать и понимать студентов”

Владимир Шмелев пришел к нам на CELTA, чтобы получить международный сертификат и поддержку учительского сообщества, но программа кардинальным образом изменила его понимание профессии. По его словам, если раньше он “преподавал скорее механически”, то после CELTA стал “лучше чувствовать и понимать студентов”. Подробнее о своих впечатлениях от программы Владимир рассказал в интервью bkc.ru.

– Владимир, как вы стали преподавателем английского?

– Я учился в школе с углубленным изучением английского и немецкого языков. Однако по ряду причин после окончания школы выбрал инженерный вуз. Во время обучения там получил дополнительное образование переводчика, съездил на практику в Польшу, где начал изучать польский язык. Видя все это – себя и свою любовь к языкам, я понял, что все-таки хочу быть преподавателем, и начал преподавать частным образом. Работал в основном со школьниками примерно в течение двух лет.

– Почему вы пошли на программу CELTA в ВКС?

– В 2018 году я понял, что мне нужно официальное подтверждение того, что я действительно хороший преподаватель – для себя, чтобы не чувствовать себя самозванцем, и для трудоустройства. Узнал о программе CELTA и о том, что ее можно пройти очно в ВКС-ih*. Для меня это было гораздо удобнее и эффективнее обучения в вузе. Сертификат CELTA я получил всего за один месяц, хотя это никак не умаляет его ценности: со мной на программе учились преподаватели с дипломами российских вузов, но им так же как и мне не хватало знаний и навыков, которые дает CELTA.

“Сертификат CELTA я получил всего за один месяц, хотя это никак не умаляет его ценности. Со мной на программе учились преподаватели с дипломами российских вузов, но но им так же как и мне не хватало знаний и навыков, которые дает CELTA.”

– Какие ощущения от программы?

– Для меня это был бесценный опыт. Благодаря поддержке моей семьи я мог не работать и полностью погрузиться в программу. С одной стороны, было непросто из-за огромной нагрузки. Я спал всего 3-4 часа в сутки и не думал ни о чем, кроме CELTA. С другой стороны, во время обучения я словно вернулся в золотые студенческие годы, когда живешь в атмосфере товарищества, свободы и постоянного драйва. Для преподавателя важно иногда снова почувствовать себя в роли студента, а не ментора. Для меня это было такое классное ощущение потока, свободы, беззаботности, когда даешь себе право на ошибки и не переживаешь, если что-то не получается идеально.

На CELTA я провел первый в своей жизни групповой урок – до этого работал только с индивидуально. Никогда не забуду первый отчет от наставницы Клэр Барнс, написанный прекрасным английским языком. Как сейчас помню: “You adopted a bouncy comic persona that the students seemed to like”. Такие вещи остаются с тобой на всю жизнь. Вообще для меня огромным бонусом была возможность пообщаться с наставниками, как с представителями английской культуры, слушать, как они говорят, обсуждать с ними какие-то культурные аспекты.

– Что изменилось в вашем преподавании после прохождения курса?

– Я скажу, что довольно многое изменилось. До CELTA у меня был только пример моих школьных и университетских учителей. Это были хорошие педагоги, но некоторые из них следовали традиционным методикам, которые сейчас признаны не самыми эффективными. Даже если они применяли какие-то другие методы, я этого не осознавал, потому что иногда нужно, чтобы тебе рассказали: “вот смотри, это делается так”.

На CELTA я полностью погрузился в коммуникативную методику, которая сейчас считается самым эффективным методом обучения языка. На программе мы также изучали и другие подходы, например, наш отечественный грамматико-переводной метод тоже имеет свои плюсы. Нам рассказывали и о других вещах, например, как работать с emergent language, что такое total physical response, чем он полезен, что такое Dogme и так далее. Благодаря этому теперь я могу комбинировать эти подходы, исходя из того, как проходит урок, что нужно моим ученикам, какие цели перед ними стоят и так далее.

Но одна из самых важных вещей, которым научила программа – как сделать обучение живым интересным процессом. После CELTA я стал чувствовать и понимать студентов лучше. До курса я преподавал скорее механически: “Вот слова, вот текст, учим.” Знаете, как говорят: “Ученики – это не сосуд, который надо наполнять, а факелы, которые надо зажигать”. Так вот, до курса я скорее “наполнял сосуды знаниями”, а теперь “зажигаю факелы”.

Знаете, как говорят: “Ученики – это не сосуд, который надо наполнять, а факелы, которые надо зажигать”. Так вот, до курса я скорее “наполнял сосуды знаниями”, а теперь “зажигаю факелы”.

– Кому из преподавателей будет полезна программа CELTA или ее аналоги?

– Ну, во-первых, конечно, преподавателям, которые находятся в такой же ситуации, в которой находился я – то есть, кому не хватает опыта или внешнего подтверждения профессиональной состоятельности. Во-вторых, программа будет полезна и опытным преподавателям, особенно если они преподают давно, нашли какую-то свою нишу. Им программа поможет встряхнуться, почувствовать себя живыми, молодыми, взглянуть на себя со стороны и открыть какие-то новые грани преподавания. Мне кажется, каждый преподаватель на каком-то этапе своей карьеры так или иначе приходит к CELTA или аналогичным программам.

После окончания программы CELTA Владимир прошел отбор и устроился  на работу в ВКС-ih.

*В настоящее время в ВКC-ih доступна программа-аналог CELTA – курс ВКС CET, разработанный по кембриджским стандартам. Подробнее о курсе.

Больше инсайтов, советов, полезных материалов по методике преподавания английского языка от тренеров ВКС найдете в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь к сообществу преподавателей!

Комментарии для сайта Cackle