![От детского репетитора до тичер-тренера От детского репетитора до тичер-тренера](/upload/iblock/920/lp8xajpxw57ut7lm6thcca3yf5z0nsbh.png)
От детского репетитора до тичер-тренера
Выпускница BKC Teacher Training Centre и автор телеграм-канала Alice in Teacherland Алиса Сосонкина рассказывает о том, как прошла путь от репетитора, работающего с детьми и подростками, до тичер-тренера и автора курсов для продвинутых студентов и учителей английского.
“Нашла свое место”
Тягу к преподаванию Алиса обнаружила не сразу. Изначально мечтала о работе в международной компании: окончила факультет маркетинга РЭУ, а для развития языковых навыков пошла на бакалавриат МПГУ с английским и французским. Во время учебы во втором вузе стала заниматься с учениками для практики, и так неожиданно для себя поняла, что преподавание – это то, чем на самом деле «хочется заниматься по жизни».
В тот момент все мысли о работе в международной компании ушли на второй план. «Я поняла, что действительно нашла свое место, – говорит Алиса. – И потом уже было такое длительное путешествие, в котором менялись какие-то детали, но преподавание оставалось неизменной составляющей».
Первые годы она вела индивидуальные уроки, обучала в основном детей и подростков (с нуля до В1+). Недостатка в учениках не было – работало сарафанное радио. Однако со временем проявилась особенность работы, которая не по душе многим учителям английского. «Мне всегда хотелось развивать и преподавательские, и языковые навыки. Я вкладывала в это деньги и время, проходила много курсов, а на уроках приходилось “откатываться назад”: грейдить язык, чтобы ученики меня понимали. Получалось, я сама себе мешала», – вспоминает Алиса.
Было понятно, что нужно что-то менять, и если не профессию, то специализацию. Алиса решила переключиться на взрослых учеников высоких уровней (В2-С2), с которыми не нужно сильно упрощать язык. Однако было непонятно, где их найти, чтобы быстро заполнить расписание. К тому же, у нее не было опыта работы именно с этой категорией учеников и уровнями.
Продвинутые уровни и IELTS
В итоге Алиса устроилась в онлайн-школу. «Многие с этого начинают, а я, наоборот, пришла к этому, проработав шесть лет на себя, – говорит преподаватель. – В школе я сильно потеряла в доходе, но зато сразу перешла на категорию учеников, с которыми хотела работать. И этот опыт дал мне мощный толчок в развитии: новый формат, новый возраст, новые уровни и учебные пособия». Примерно в этот же период Алиса поступила на аглоязычную программу магистратуры МПГУ Modern technologies in teaching English.
В онлайн-школе она проработала чуть меньше года, а потом ее пригласили в МПГУ – вести курс по подготовке студентов вуза к IELTS. В конце первого курса все студенты бакалавриата сдавали IELTS Academic или экзамен аналогичного формата для дальнейшего обучения на английском или поступления на параллельные программы зарубежных университетов.
На тот момент у Алисы уже был опыт успешной подготовки учеников к IELTS, но она все равно решила пойти на курс IELTS Assessment Specialist в BKC Teacher Training Centre. «Мне было интересно более подробно изучить критерии оценивания, особенно письменной части. Хотелось всегда быть уверенной в том, что говоришь студентам: как надо писать, а как не надо, не вводить их в заблуждение», – говорит Алиса.
Ключевую роль в выборе курса сыграл 20-летний опыт ВКС в подготовке и приеме IELTS и других международных экзаменов. «Для меня это был принципиальный момент, – говорит Алиса. – Я много разных курсов прохожу, и не всегда каких-то авторитетных центров. Но в этом случае мне хотелось пойти учиться именно туда, где IELTS проводился, и тренеры берут информацию не с потолка». «После этого курса я знала, что и как должно быть во всех нюансах, – рассказывает Алиса. – И были впечатляющие результаты учеников. Например, один студент пришел с уровнем В2 и в итоге сдал IELTS на 8.5 баллов».
В то время подходил к концу первый год работы Алисы в МПГУ, и ей поручили координировать работу коллег подготовке к IELTS и обучать этому новых преподавателей. «Не знаю, насколько курс ВКС этому поспособствовал, но нас спрашивали о повышении квалификации, и я указала сертификат IELTS Assessment Specialist. Не исключено, что это также повлияло на решение».
После двух лет в МПГУ Алиса ушла в свободное плавание. Сейчас работает исключительно со взрослыми учениками высоких уровней, в основном с группами, создает и проводит свои курсы. «Люди с высокими уровнями – это либо преподаватели, либо живущие за границей или те, кто сдают международные экзамены, – рассказывает она. – Среди моих учеников представлены все три категории, но на групповых занятиях больше всего учителей». Для коллег Алиса разработала курс, на котором язык изучается через методические темы.
На пути к DELTA
Курсом ВКС Train the Trainer она заинтересовалась еще до того, как начала обучать учителей. «Для меня это был логичный этап развития. К тому же я хотела в дальнейшем работать с учителями и помогать им не только с языком, но и с методикой, – говорит Алиса. – И поэтому я понимала, что Train the Trainer как раз поможет либо что-то начать, либо улучшить, в зависимости от того, на каком этапе я буду находиться».
![title=](/upload/medialibrary/875/s9uppvsi7sjewanh694jdpnktkcyqllz.jpeg)
В итоге на Train the Trainer Алиса пошла, когда уже запустила свой курс для преподавателей, но это совмещение пошло на пользу. «Было интересно, темы некоторых сессий совпали, – вспоминает Алиса. – Например, на моем курсе мы с учителями говорили про lesson planning, а на Train the Trainer была похожая сессия, где обсуждали те же темы. Тему обсервации уроков я прошла ровно за неделю до того, как проводить ее на своем курсе, и это дало дополнительную поддержку».
«У меня было представление, как я хочу, чтобы это происходило, но на Train the Trainer я увидела, как это делают, как можно сделать и мне это действительно помогло. Какие-то мои мысли подтвердить, какие-то дополнить, – продолжает она. – Получилось очень своевременно. Я рада, что проходила его именно тогда, а не раньше или позже».
«Все-таки Train the Trainer – довольно известный курс, который проводят многие образовательные центры, имеющие вес в индустрии. В России, честно говоря, не знаю, проводит ли кто-то такой курс кроме ВКС. В целом курс с именем, и когда на нем слышишь подтверждение чему-то, что ты уже получила где-то еще, это помогает убедиться, что да, это было не просто так, это действительно так работает. Вроде мелочи, но их много и в сумме они дают уверенность и поддержку в том, что ты уже делаешь. Для меня это было полезно».
Сейчас Алиса проходит курс BKC Course in Advanced Methodology (BKC CAM), чтобы структурировать и освежить знания методики, и поэкспериментировать с группами.
«CAM – тоже один из таких довольно известных курсов для преподавателей. С одной стороны, для меня это своего рода revision основного методического курса в магистратуре, – говорит она. – С другой, не могу сказать, что это 100% только revision и ничего нового для меня нет. Все равно что-то всплывает, может не в каждом уроке, не в каждой теме, но все равно довольно часто такое бывает. Находятся какие-то новые моменты, нюансы. Практических занятий каких-то на курсе нет, но между занятиями мы должны экспериментировать со своими учениками. И это тоже интересный опыт, который стимулирует пробовать что-то новое или то, что мы сами делаем редко. Это помогает разнообразить занятия и свою практику».
В дальнейшем Алиса планирует пройти модули DELTA. «В этом году я поставила себе цель – сдать первый модуль DELTA. Кстати, CAM будет таким хорошим подспорьем, чтобы как раз к экзамену еще раз повторить все, что относится к методике и уже идти на курсы, которые готовят к первому модулю», – говорит она. Для подготовки к экзамену она планирует пройти два курса, один из которых в ВКС Teacher Training Centre. «Потому что, я знаю, что вы раньше были центром, в котором можно было DELTA пройти. Сейчас уже нельзя по понятным причинам. Но я считаю, что крайне важно идти на курсы подготовки к DELTA в центры с опытом приема таких экзаменов, чтобы как минимум уберечь себя от непроверенной информации».
«Вообще, я много где учусь и делаю это постоянно, но если посмотреть, что я публикую в своем Telegram-канале в закрепленном посте о себе, то там указаны только курсы, которые я прошла в BKC. Я сама в какой-то момент это заметила и немного посмеялась. Но так получилось. Оба курса – довольно известные, и люди знают о них и школе ВКС, потому у нее определенное имя в ELT-сфере. А когда проходишь просто курсы, даже если они отличные и много дают, не вижу смысла вывешивать их сертификаты, потому что людям ни о чем не говорят».
-
На вопрос о том, почему бы она посоветовала коллегам курсы ВКС Teacher Training Centre, Алиса назвала следующие факторы:
- качество обучения
- адекватные цены
- гарантия достоверной информации
- сертификаты от признанного в ELT-сфере центра.
-
Программы ВКС Teacher Training Centre, которые прошла Алиса:
- IELTS Assessment Specialist
- Train the Trainer
- Course in Advanced Methodology (CAM)
Еще больше инсайтов, практических советов и материалов по методике преподавания от тренеров ВКС найдете в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь к сообществу преподавателей!