«Страх экзамена ушел после первых занятий»: Как я сдала CAE после курса в ВКС
Преподаватель английского Александра Кряжевских делится опытом подготовки и сдачи кембриджского экзамена, подтверждающего уровень английского С1.
Комплекс самозванца
– Александра, почему вы решили прийти на курс подготовки к CAE?
– Я учитель английского, начала преподавать еще когда училась в университете, в основном младшим школьникам. Потом работала в разных компаниях, в том числе иностранных, а после был перерыв на два декрета. Когда дети подросли, я решила вернуться в профессию, и у меня было непреодолимое желание повысить свой уровень английского. В повседневной жизни нет возможности его практиковать на постоянной основе, и, конечно же, язык уходит. У меня появился комплекс самозванца – мне казалось, что я могу работать только с начинающими школьниками уровней А1-В1, а мне хотелось обучать взрослых учеников с более высокими уровнями. Поэтому я решила прокачать свои навыки и подтвердить уровень кембриджским сертификатом.
– Как вы выбирали курс?
– Сначала я изучила всю информацию про экзамен, а потом стала искать курс. У ВКС были очень хорошие отзывы, в том числе о преподавателях. Меня впечатлило, что курс CAE длился девять месяцев. Как преподаватель, я знаю, что очень быстро подготовиться к подобным тестам невозможно. Также мне понравилось, что было предварительное собеседование и вступительные задания. То есть, на курс не брали всех подряд, нужно было подтвердить свой уровень. Я приезжала в офис на собеседование с носителем языка, и меня все это впечатлило. А когда начались занятия, я уже настолько погрузилась в обучение, что не могла оторваться.
– Не могли оторваться?
– Во-первых, я была в восторге от преподавателя Наталии Тутанцевой. Она билингв, и у нее настолько разнообразная речь, что, даже просто слушая ее, я вспомнила и узнала массу слов. Мне захотелось их учить. Параллельно с курсом я работала еще по четырем учебникам серии In Use уровня Advanced. Мне очень хотелось побыстрее прокачать свой уровень, чтобы не упасть в грязь лицом на занятиях. Я все время ощущала необходимость быть наравне с другими студентами и не подвести преподавателя. То есть она давала мотивацию, у меня было очень сильное ощущение невозможности прийти на урок с невыполненным заданием. И это двигало вперед.
Во-вторых, так сложилось, что все участники курса оказались учителями английского. Очень многие вещи не нужно было объяснять, и мы порой какие-то чисто преподавательские штуки обсуждали, делились наболевшим. Это придало дополнительную ценность курсу. Но главное, появилась практически ежедневная практика языка.
– Как проходили занятия?
– На уроках был юмор, много классных выражений, идиом, которые я почерпнула и стала использовать, и в том числе на устной части экзамена. Было много говорения и интерактивных заданий в различных форматах – мы работали в Jamboard. Наталия разбивала нас на пары и направляла в отдельные комнаты (breakout rooms), меняла партнеров в парах, форматы подачи, добавляла грамматики или лексики, учитывая наши слабые места. Русский язык на занятиях был запрещен – вплоть до слова «ой», и это держало в тонусе.
Еще были игры. В них интересно играть, многое лучше запоминается, многое начинаешь понимать. Естественно, наши игры были грамматические и лексические, связанные с темами CAE. Словом, мы не шли строго по учебнику – было гораздо больше материалов.
Мне нравилось, что занятия длились по два с половиной часа, два раза в неделю, и всегда были домашние задания, которые я с удовольствием делала. С каждым занятием я чувствовала, что у меня растет уровень языка.
Еще мне понравилось то, что Наталия никогда не оставляла наши вопросы неотвеченными. Причем несмотря на онлайн-формат, она каким-то образом по глазам, выражению лица понимала, если «не дошло», и продолжала объяснять, пока не «дойдет». И это было здорово.
«Решала задания с удовольствием»
– Как изменилось отношение к экзамену после начала занятий?
– Ушел страх браться за задания. До курса я немного пыталась делать что-то, разбираться самостоятельно, но было страшно и непонятно. Я не знала, как подступиться к текстам, аудированию. Видела этот огромный текст с перемешанными абзацами и не понимала, как можно за 15 минут восстановить порядок. Наталия дала нам шикарные стратегии, подсказки и ключики. Мы поняли, как с этим работать.
Со временем я не то что поняла, меня это по-настоящему увлекло. Я стала получать удовольствие от «решения» задач, и стала их делать, как только выдавался свободный час, просто так, ради удовольствия. По сути, это своего рода ребусы. Они держат в тонусе и заставляют мозг работать. Я к этому буду возвращаться, наверное, всю свою жизнь.
Помимо того, что я сама научилась работать с ним, я могу передавать эти знания, использовать стратегии со своими учениками. Ведь принципы выполнения заданий похожи на те, что применяются при подготовке к ЕГЭ и другим экзаменам: как нужно слушать, как выхватывать синонимы, не впадать в панику, не пытаться сразу отвечать на вопросы, как сканировать текст, какие делать пометки, на что обращать внимание. Наталия даже специально закрывала часть задания, чтобы мы правильно подходили к его выполнению, и это очень помогло. Конечно, у меня появилось больше уверенности.
– Что было самым сложным?
– Уложиться в установленное время. На мой взгляд, это один из самых сложных моментов, серьезное ограничение, которое давит психологически. Этот момент, не скажу, что ушел, но стало сильно легче с ним справляться, в том числе при выполнении письменных работ. До курса у меня не было знаний о том, как это правильно делать, какая должна быть структура, какие слова, какой язык. У меня не было какой-то четкой картины, но потом она появилась.
В рамках курса Наталия даже провела мини-марафон по письменным форматам, потому что мы попросили прокачать именно этот навык. И она всегда давала фидбэк, после которого я переписывала свои работы. После курса – за месяц до сдачи экзамена – я продолжала готовиться самостоятельно и писала работы каждый день, только одних эссе не менее 10 штук.
– Получается, вы прошли курс и через месяц поехали сдавать экзамен? – Да, 9 месяцев курс, месяц интенсивной самостоятельной подготовки и экзамен. Тест я забронировала примерно за полтора месяца, и уже к этой дате готовилась. Сдавала в Астане, в центре-партнере ВКС. Оплачивала через ВКС по российской карте.
«Было сложно, но я была готова»
– Как прошел экзамен?
– Было сложно, в том числе психологически, все же это экзамен, но я к этому была готова. Наверное, если бы не было такого курса за плечами, уровень стресса был бы выше. На экзамене я больше всего боялась не уложиться по времени. После сдачи были мысли о том, что «может быть вот это задание я могла сделать лучше», но сейчас это уже не важно. Экзамен я сдала и подтвердила уровень С1. Я довольна.
– Что вы почувствовали, когда на почту пришли результаты экзамена?
– Ждать пришлось долго. Даже в электронном виде я получила свой результат только через два месяца. Конечно, все это время я волновалась и переживала, что где-то я не дотянула, была недостаточно внимательна, постоянно прокручивала в голове день экзамена и задания.
Когда пришли результаты, испытала смешанное чувство радости и удивления. Что называется, не верила своим глазам: еще год назад Кембриджский центр был для меня чем-то совершенно далеким и недостижимым, а теперь они выдали мне сертификат, я к этому прикоснулась, и это круто. Конечно, я испытываю чувство удовлетворения. Ты получаешь сертификат и понимаешь, что да, я смогла это сделать, выдержала это испытание. Это здорово.
– Какие у вас планы? Будете и дальше повышать уровень, проходить другие курсы?
– После CAE я готова к каким-то более сложным вещам – хочется брать учеников посильнее. Спустя два месяца после курса CAE, я почувствовала, что готова идти дальше, и вернулась в ВКС уже на тренинг для учителей по подготовке к ЕГЭ. Когда я узнала, что его проводит Наталия, я ни минуты не сомневалась – мне снова хотелось попасть на ее уроки. В дальнейшем возможно пойду на курс подготовки к CPЕ (сертификат, подтверждающий уровень С2 – прим. ред.), сейчас пока хочется сосредоточиться на работе.
В целом, я чувствую больше сил. Благодаря курсу я снова погрузилась в язык, чего со мной не было давно. Сейчас я практически не смотрю фильмы на русском, в моей жизни снова появились книги на английском, которые я читаю без словарика. Более того, мы продолжаем встречаться онлайн с некоторыми коллегами с курса – говорим по-английски на разные темы, прокачиваем лексику. Словом, английский со мной каждый день. Параллельно я стала изучать испанский, что, кстати, не мешает моей работе с английским. Не хочется терять это приятное ощущение близости к языкам, останавливать этот бесконечный, но безумно интересный процесс.
– Что бы вы посоветовали тем, кто планирует или только начинает подготовку к CAE? Обязательно ли проходить курс, чтобы сдать?
– По своему опыту скажу, что подготовка к этому экзамену – это большая работа, требующая много времени. Наверное, есть такие люди, настолько самоорганизованные, которые готовы просто задвинуть работу, семью и все-все-все, чтобы сидеть и готовиться самостоятельно.
Но, на мой взгляд, живой курс как в ВКС, который погружает в язык, все-таки нужен. Вряд ли вы вот так в жизни сможете попрактиковать устную часть в формате CAE. Да, можно общаться в чатах и разговорных клубах, но это не совсем то общение и тот язык, который ожидают от кандидатов на экзамене.
Можно дополнительно записывать себя на аудио, смотреть другие курсы в записи. Я тоже смотрела другие курсы, в том числе бесплатные, а также видео на Youtube, но для меня это было скорее дополнение к основному курсу в ВКС. Поэтому я бы все-таки порекомендовала, пойти на хороший курс CAE, чтобы быть уверенным в результате. Все же это серьезный процесс, в том числе и с финансовой точки зрения, это расходы на оплату экзамена, билеты, гостиницу. Если бы все это было зря, я бы очень расстроилась и злилась на себя за то, что приложила недостаточно усилий.
Вообще, я бы посоветовала всем преподавателям английского сдать экзамен на международный сертификат – CAE или IELTS. Во-первых, прокачивается язык, во-вторых, появляется уверенность в себе, своем английском, и это очень помогает в работе и жизни.
Хотите навсегда избавиться от страха перед языковыми экзаменами и погрузиться в английский? Приходите на наши курсы подготовки к кембриджским экзаменам!
Подготовка к FCE
Подготовка к CAE
Подготовка к CPE
Преподаете английский или планируете начать? Присоединяйтесь к нашему сообществу в телеграме, где мы делимся инсайтами, приемами, методиками наших CELTA-тренеров, идеями и готовыми уроками, а также рассказываем о наших курсах, скидках и спецпредложениях.
Присоединяйтесь!