Билингвальная среда в начальной школе
Билингвальная среда в начальной школе
Билингвизм — это способность человека говорить на нескольких языках как на родных. Это умение можно развить только в билингвальной среде. Она создается, в частности, в двуязычных начальных школах. Рассмотрим особенности билингвальной среды и одновременного изучения двух языков в младшем школьном возрасте.
- Содержание:
- Что такое билингвальная среда
- В каком возрасте лучше осваивать два языка
- Особенности билингвальной среды в начальной школе
- Преимущества билингвальной начальной школы
Что такое билингвальная среда
В Великобритании детские сады посещают малыши примерно с двух до пяти лет. Но главная особенность британских дошкольных учреждений — наличие единой, контролируемой государством программы — Early Years Foundation Stage (EYFS). Она составлена на основе многочисленных педагогических исследований и сочетает традиции и современные технологии. Причем методы EYFS постоянно совершенствуются в соответствии с особенностями нынешней жизни.
- Билингвальная среда — это двуязычное пространство, проникновение двух языков во все сферы деятельности человека. Билингвальная среда бывает естественной и искусственной. В первом случае ребенок с рождения погружен в атмосферу двуязычия. При этом соблюдается одно из условий:
- Родители в семье говорят на разных языках.
- Семья проживает в стране, где в равной степени используются два языка.
- Семья переехала в страну, где чаще всего используется иностранный для них язык.
Иными словами, родители практически ничего не делают специально, чтобы погрузить ребенка в билингвальную среду. Она строится вокруг него естественным образом.
Искусственная среда, напротив, создается намеренно для развития двуязычной личности. Обычно речь в данном случае идет детском садике или школе. Главное — выбрать хорошее учебное заведение, где дают качественные знания и создают двуязычное пространство. Это значит, что вся деятельность детей сопровождается использованием двух языков, в том числе общение, игры, чтение, письмо, творчество и т.д.
Если ребенок полностью погружен в билингвальную образовательную среду, то владение двумя языками станет для него естественным. Дети-билингвы воспринимают мир и размышляют на обоих языках, не задумываясь при этом, какой их них выбрать.
В каком возрасте лучше осваивать два языка
Дети, рожденные в двуязычной семье, осваивают оба языка с первых месяцев жизни. Уже с рождения в мозгу человека формируются языковые центры, поэтому восприимчивость к языкам в этот период особенно сильна. Так, малыши слышат общение родителей друг с другом, обращение к себе и различают разные оттенки звуков и мелодичность речи. Таким образом, с рождения и до трех лет ребенок может стать естественным билингвом.
Однако это не значит, что двуязычие недоступно, например, ребенку из обычной российской семьи. Если начать билингвальное обучение с четырех до семи лет, можно без особых трудностей освоить два языка и овладеть ими, как родными. Это также объясняется особенностями нашего мозга: в данном возрасте, как и в младенчестве, у детей формируются дополнительные речевые центры. Благодаря им человек может освоить несколько языков, говорить на них и автоматически переключаться с одного на другой. Также в этом возрасте лучше всего запоминаются новые слова.
После семи лет и до подросткового возраста необходимо продолжать обучение в билингвальной среде, чтобы овладеть языками в совершенстве на уровне носителя. В более старшем возрасте в процессе изучения языков задействуются другие участки мозга. Есть исследования, которые подтверждают, что стать билингвом можно только до 12 лет. При этом важно погрузить ребенка в двуязычную среду не позднее 5-6 лет.
Особенности билингвальной среды в начальной школе
- В России двуязычные образовательные программы внедряются только в частных школах. Рассмотрим основные особенности такого обучения:
- Каждый предмет изучается на двух языках. Иными словами, иностранный язык здесь — не отдельная дисциплина, а средство подачи материала и получения знаний. Благодаря этому он воспринимается не как учебный предмет, а как естественная часть жизни.
- Обучение ведется по двум программам — российской и иностранной, например, британской, если изучается английский. Билингвальные школы берут все лучшее из образовательных систем двух стран. Благодаря этому дети получают более глубокие знания, чем в обычных государственных школах.
- Обучение начинается в 4-5 лет. Как мы говорили выше, это подходящий возраст, чтобы начать освоение двух языков. Это также связано с тем, что используется иностранная программа. Так, в Великобритании дети получают образование с 4 лет, а обучение больше напоминает пребывание в детском саду. Малыши много играют, гуляют и делают все, что свойственно этому возрасту.
- Знания даются максимально просто и в интересной для детей форме. Так, новые понятия объясняются простыми словами. Дети делятся своим мнением, например, о прочитанных книгах или просмотренных фильмах, говорят друг с другом на родном и иностранном языке.
- Много игр и прогулок на свежем воздухе. Это не только укрепляет здоровье детей и повышает интерес к школе, но и позволяет развивать разговорную речь. Происходит общение на русском и английском, освоение письма и чтения в процессе игры — иными словами, два языка проникают в любую деятельность ребенка, и для этого необязательно должна быть зубрежка.
- Практический характер заданий. В билингвальной образовательной среде нет упражнений, которые выполняются просто для отработки изученного материала. Все задания связаны с реальной жизнью, т.е. их результаты ребенок может использовать в какой-либо ситуации, например, при общении со сверстниками.
Билингвальные школы, которые дают качественное образование, соблюдают эти и другие и принципы. Например, BKC Newton School использует российскую и британскую образовательные программы. В школе соблюдается режим дня из Великобритании со множеством прогулок и игр. Наши педагоги применяют методы подачи материала, которые интересны детям и побуждают их стремление учиться. BKC Newton School — это не школа с углубленным изучением языка: английский здесь — средство получения знаний, а это главное условие развития билингвизма.
Преимущества билингвальной начальной школы
- Билингвальное образование позволяет не только овладеть двумя языками. Такое обучение имеет множество других положительных сторон:
- Более гибкое мышление. Мозг билингва работает иначе, чем у других людей. У них лучше развита логика, креативность, они нестандартно решают любые задачи и быстрее находят выход из проблемных ситуаций.
- Отсутствие рамок и стереотипов. Билингвы не имеют предубеждений по отношению ко всему неизвестному и к людям, которые отличаются от них. Они более толерантные, открытые всему новому.
- Хорошая адаптация к изменяющимся условиям. Билингвы лучше осваиваются в новой обстановке и незнакомом коллективе. Благодаря этой способности, они строят более успешную карьеру, а работодатели особенно ценят сотрудников с билингвальным образованием.
- Более развитое критическое мышление. Билингвам всегда нужны конкретные аргументы. Подчинить, склонить на свою сторону или заставить что-то делать билингва практически невозможно. Это сильные личности с развитой волей.
- Более крепкое здоровье. Ученые проводили исследования, которые доказали, что билингвы менее подвержены заболеваниям, связанным с работой головного мозга. Так, они редко страдают болезнью Альцгеймера, а после инсульта 40% таких людей полностью восстанавливают здоровье и умственные способности.
Таким образом, билингвальная начальная школа — это отличная возможность начать освоение двух языков и надежный фундамент для успешной жизни в будущем. Главное — выбрать качественное учебное заведение с опытными педагогами и сильной образовательной программой.